Елена Веселаго. Философия и технология духовных расстановок (Лекция для Содружества расстановщиков г. Санкт-Петербург)

Лекция была прочитана 7 декабря 2011 года по приглашению Содружества расстановщиков и консультантов г. Санкт-Петербурга. Приведенный ниже текст представляет собой тезисы лекции.


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>


Смотрите также:

Елена Веселаго. Философия и технология духовных расстановок (Лекция для Содружества расстановщиков и консультантов, г. Санкт-Петербург)

Расстановки возникли как семейные, т.е. история клиента представлялась через членов семьи клиента и их отношения (точнее можно было бы сказать: энергию их взаимосвязей, т.к. далеко не все участники семейной расстановки были в каких-либо отношениях). Клиентская история представлялась в виде членов семьи клиента, и они расставлялись заместителями один к одному, т.е. на одного члена семьи клиента выставлялся один заместитель. В процессе расстановки выявлялись т.н. нарушения порядков (законов, действующих в семейной системе), они исправлялись и считалось, что это решает проблему клиента. Расстановка шла к «хорошему решению» - состоянию, где порядки восстановлены и все заместители чувствуют себя хорошо. Следует отметить, что сами порядки были открыты не «теоретически», а посредством наблюдения за множеством расстановок, т.е. феноменологически. И мы всегда должны иметь в виду, кем , где и когда делались эти наблюдения: Хеллингером и его соратниками, в Германии и Европе конца прошлого века. Важным является также и то, что «хорошее решение» достигалось не направленными действиями, а в постоянном взаимодействии с заместителями, которым задавался основной расстановочный вопрос: «Тебе здесь лучше или хуже?». При всей простоте этот вопрос указывает на основополагающее предположение, на которое опираются расстановки: заместитель может чувствовать, где лучше (для замещаемого им прототипа).

Однажды в работе Хеллингера появились агрегированные фигуры, такие как «немцы» или «русские», позднее стали появляться и неназванные фигуры. Заместитель и прототип перестали быть связаны соотношением «один к одному», а расстановки вышли за рамки семей. В какой-то момент Хеллингер разрешил заместителям свободно двигаться. И вот однажды все заместители, отпущенные в свободное движение, «сами» нашли хорошую конфигурацию. И Хеллингер стал говорить о том, что «все как будто ведомы из единого источника». Этот источник назвали Дух или Спирит Майнд (Spirit Mind). Расстановку, в которой признается, что все ведомо из единого источника, Хеллингер назвал духовной расстановкой.

Важно: духовная расстановка – это расстановка, где признается единый источник, Дух. Это философское отличие. Мы не являемся экспертами, в том числе экспертами по Порядкам и их нарушениям, мы не ищем хорошее решение. Мы открываемся движению.

Свободное движение заместителей – это НЕ «духовные расстановки», это только одна из их технологий. Если в расстановке разрешается свободное движение заместителей, это совершенно не обязательно духовная расстановка. И наоборот – духовная расстановка совершенно не обязательно предполагает свободное движение заместителей. У Хеллингера есть духовные расстановки, где, например, один или два человека просто стоят в течении нескольких минут.

Сейчас в современных духовных расстановках есть еще множество технологий. Развивают их коллеги по всему миру, но не Хеллингер. Работа Хеллингера по-прежнему состоит из глубокой медитативной работы, которая не требует для него методик и технологий.

Термин «духовные расстановки» не устоявшийся.

Что еще называют «духовными расстановками»:

- расстановки на темы призвания, самоопределения, сущности и проч. В частности, в этом контексте говорит о духовных расстановках школа Идриса Лаора ( Колин д’Обрэ и др.). Я бы назвала это, скорее, расстановками по экзистенциальным вопросам.

- расстановки с использованием понятий, принадлежащих к той или иной духовной практике. Например, в расстановках появляются ангелы, святые, учителя/мастера, нечеловеческие сущности и их ипостаси/воплощения, духовная помощь и т.п.

- «духовными расстановками» могут называть любую практику (в том числе и не относящуюся к расстановкам вообще), т.к. это словосочетание становится популярным брендом.

Что же получается, если практиковать духовные расстановки (в том определении, которое было мною дано)? Получаются «нехорошие решения» J Если заместителям дать возможность свободно двигаться, они найдут решение, которое может кому-то показаться неприемлемым. В том числе и клиенту. Но прежде всего – тем, кто имеет некоторые представления о правильности. Если в конце расстановки немцы и евреи лежат рядом – это может не нравиться ни немцам, ни евреям. Если дочь, с которой сексуально взаимодействовал отец, с любовью на него смотрит в конце расстановки и они обнимаются, это мое не понравиться ее матери, правозащитным организациям или просто кому-то из присутствующих на группе.

Еще одно «неудобство» духовных расстановок состоит в том, что развитие расстановки может оказаться довольно тяжелым или слишком ярким. Если отпустить заместителей (и, главное энергию процесса) в свободное движение, то оно может стать неуправляемым. Сцены насилия, секс, драки, боль…

Было очень много конфликтов между расстановщиками и Хеллингером, связанных с этими двумя факторами: неприемлемые «решения» или, точнее, отсутствие хороших решений, и тяжелый путь к завершению расстановки.

Кроме того, Хеллингер нередко сопровождал свои работы описаниями того, как ему «приходит образ», и это вызывало обвинения в мании величия.

В конце концов это закончилось разрывом между Хеллингером и его ближайшими учениками в 2007 году.

Сейчас некоторые представители терапевтических расстановок резко осуждают Хеллингера, а некоторые постепенно приходят к своим концепциям этой работы, в т.ч. близким к хеллингеровским. В том числе и я. Моя область интереса сейчас – при сохранении хеллингеровской философии системных расстановок развивать технологические концепции в помощь расстановщику. Эти концепции помогают мне, несмотря на отсутствие состояния «пустой середины» находится в живом взаимодействии с полем, лучше слышать его сигналы и «рисовать» их в расстановке, проявляя динамики клиентских историй.

***

В своей концепции расстановок я не придерживаюсь жестких ранне-хеллингеровских Порядков, я сформулировала для себя более общую идею: «всё принадлежит и всё движется». Если в системе есть какой-то исключенный, отвергнутый опыт, то он «повисает» непрожитым и тогда позднее кто-то берет себе этот опыт для проживания. Альтернативой является проживание его в расстановке – с помощью заместительского восприятия, а еще точнее – просто через согласие соприсутствовать рядом с ним.

Т.е. мы не говорим о Порядках и нарушениях и в частности об исключенном и его перенятой судьбе, мы также не говорим об обязательном распаде переплетения. Мы говорим об отторгнутом опыте, его проявлении и соприсутствии с ним.

«Результатом» этого будет контакт с тем опытом, и он перестает воспроизводиться в реальной жизни.

Отсутствие здесь идеи «один исключенный – одно переплетение (с одним переплетенным)» требует более разнообразных способов заместительствования, чем «один к одному». Кстати, по моим ощущениям на сегодня, после нескольких попыток проживания отвергнутого опыта (в нескольких поколениях) он может представлять собою «энергетический фрагмент», в котором уже стерты образы его участников. Непонятно, была ли история связана, например, с мамой и умершим ребенком или это была еще какая-то потеря, или потерь было несколько похожих или разных, после многократной реализации переплетения в нескольких поколениях. Это предположение еще нуждается в наблюдениях, конечно.

Здесь мы можем перейти к технологическим аспектам духовных расстановок: технологиям поиска и проявления отторгнутого опыта и технологиям контакта с ним.

Если мы говорим, что самым важным является контакт, то сначала посмотрим: КТО контактирует. Еще в ранних расстановках были замечены интересные совпадения:

- заместители делают свою работу, а клиенту легче, хотя он вроде бы ничего не делает, просто сидит;

- роли всегда в резонансе с личной историей заместителя;

- наблюдатели часто в резонансе с клиентскими историями. «Я получила прямой ответ на тот вопрос, с которым я сюда шла», говорит участница группы.

- запросы клиентов все время «про расстановщика» :-) Многие активно практикующие коллеги замечают подозрительные совпадения: в среду я поссорилась с мамой по поводу ее переезда, а в субботу три расстановки из 5 были про ссору с родителями и переезды хотя группа была набрана еще до нашей ссоры.

Эти наблюдения вполне соответствуют идее о том, что все связаны со всеми, и дух движет всеми в равной степени.

И сейчас я исхожу из предположения, что на время расстановочной работы мы составляем общее поле, в котором нет различия, кто придет к контакту с исключенным опытом – клиент сам, заместители, наблюдатели, расстановщик. Мы вместе придем.

Из этого следуют решения, которые в терапевтических расстановках не используются или используются мало. Вот только некоторые из них:

- специальная медитация на объединение поля группы, которая выводит в осознание то, что мы пришли вместе пройти к тяжелым или забытым историям;

- расстановщик сам может заместительствовать роли в расстановке (в некоторых классических расстановочных школах это категорически запрещено)

- расстановщик может применять фразы, не называя их вслух. Непроизнесенные фразы все равно работают!

- заместители могут входить и выходить из ролей сами;

- несколько заместителей могут последовательно вступать и выходить в одну и ту же роль, пока контакт не придет;

- одну роль можно разделить на несколько заместителей – вместе они «примут» роль полнее;

- один заместитель может заместительствовать несколько ролей одновременно (многоуровневые расстановки);

- роли могут быть не называемыми;

- роли могут сменять одна другую в одном заместителе.

И т.п. Т.е. подходит все, что делает лучшим контакт с опытом, не важно, в чьем теле (или «внутреннем пространстве» или в душе) это случится – на время этой работы мы все – одно энергетическое тело/поле. Нет больше ролей как таковых – есть энергетические фрагменты, которые мы все воспринимаем вместе.

Этим объясняются некоторые расстановки Хеллингера (и не только), которые кажутся странными или волшебными. Например:

- расстановщик сидит рядом с клиентом и говорит, не спрашивая его даже о запросе: скажи кому-то «Мне тебя не хватает». Иногда даже и не нужна эта фраза. Он просто сидит вместе с клиентом, воспринимает в себя образ и приходит к контакту с исключенным. И отдает этот контакт клиенту. Все это происходит молча.

Кстати, это не такая уж сложная работа, стоит только перестать бояться «играть в Хеллингера» :) На семинарах мы делаем эту практикую даже с начинающими расстановщиками, и в большинстве случаев она удается.

- Расстановщик может проявлять «ясновидение». «За что ты злишься на своего мужчину?» - без расспросов спрашивает расстановщик клиентку. Расстановщик просто соединился с клиентом и почувствовал тему.

- Можно просто поставить 15 человек и отпустить их в свободное заместительствование.

- Дистанционные расстановки (клиент и расстановщик в разных городах и странах), в том числе и оффлайн, без телефона или видео. Для поля нет ни времени, ни расстояния…

Теперь пройдем еще раз по основным этапам расстановки, исходя из этой философии:

1. Запрос. Запрос может быть каким угодно, либо его может не быть вербально вообще. Но также он может быть и логичным, если клиенту так проще.

Я не вступаю с клиентом в смысловую коммуникацию, я вступаю с ним в резонанс. Пока не почувствую, что мы составили общее поле, и я чувствую то же, что и он, и он с этим согласен. Из общего чувствования я улавливаю движение энергии и блокировку энергии. Внешний диалог служит только разметкой в этом поле – мы обозначаем то, что воспринято.

Например, клиентка говорит «хочу замуж», а у меня возникает боль в сердце и злость и какой-то вполне конкретный мужчина. Или, она говорит то же самое, а у меня в восприятии мужчины нет вовсе. Причем, она может говорить, что у нее есть бойфренд, но в поле его нет.

2. Начальная конфигурация. В ней могут присутствовать какие угодно объекты: люди, материальные объекты, абстрактные понятия, агрегированные фигуры. Они могут быть названы или не названы вербально, и в целом довольно часто не называются, чтобы было больше свободы.

В духовных расстановках осторожно обращаются со словом. «Поставим маму» - откуда мы ее «возьмем», какая часть мамы нам нужна? «Поставим женственность» - в этот объект может попасть какая угодно энергия, и имеет ли она отношение к женственности клиентки – большой вопрос. Часто применяется «поставим неназываемую фигуру» и в нее размещается объект из внутреннего чувствования расстановщика. Иногда расстановщик может «забрать» чувствование с клиента или даже еще из кого-то в группе. Например, можно поставить что-то типа «все женщины группы, которые с этим в контакте».

3. Выставление начальной конфигурации.

В расстановке сразу могут быть не только живые заместители. Могут быть предметы, чтобы снизить энергию, или чтобы подчеркнуть уважение к тому, что за этим стоит. Нам важен контакт/уважение, а не детали и ясность.

4. Движение и проявление.

Кроме просто свободного движения заместителей, здесь используется ряд приемов, направленных на лучшее проявление опыта:

- «контрагент». Если кто-то злится, то м.к. это на кого-то? Мы ставим его «визави».

- «тот, кто видит». Если кто-то испытывает сильные чувства и просит внимания, то можно поставить туда «просто» того, кто может на это смотреть. Даже если такого человека нет в системе клиента. На время расстановки мы одна система и более того – все бесконечное поле доступно нам для контакта. Иногда я беру для расстановки «просто» фрагменты энергии из поля, не раздумывая над тем, кому они принадлежат.

- разделение роли или фрагмента ( в некоторых случаях уже невозможно сказать, что это за роль) на несколько заместителей.

Работа с собственными ограничениями, признание своих барьеров является важной частью каждой расстановки. В своей практике я заменила поиски недостижимой для меня «пустой середины» на непосредственный контакт с теми областями, в которых у меня нет пустоты. Мое уважение к своим граница, как ни странно, помогает движению в расстановке. Видимо, именно потому, что мы составляем одно поле, уважение к себе тут же растекается по расстановке как уважение к клиентской истории… и она раскрывается. Иногда я ввожу в расстановку фигуру, которую можно было бы назвать «невозможность для меня быть с этим в контакте». Время от времени приходится делать это даже заместителем и непосредственно называть это группе (как правило, в этот момент я далеко не одинока в этом не-контакте). Чаще я размещаю свою «неконтактность» в какой-то предмет или «просто» отдаю этому должное в своем внутреннем пространстве…

5. Контакт.

Основное правило: любой контакт лучше, чем неконтакт. И неважно, кто именно вступит в этот контакт – клиент, расстановщик, заместители или наблюдатели.

В своем понимании контакта я выхожу далеко за рамки т.н. «хорошего решения», которое обычно представляется в образах слез и объятий или «как минимум» светлой радости и умиротворения. Под контактом я понимаю эмоционально-нейтральное взаимодействие с исключенным опытом, которое приносит его завершенность. Все, что позволяет нам хотя бы на миллиметр приблизится к такому контакту я считаю «хорошим». При этом с общепринятой точки зрения это может быть как хорошим (радостным), так и плохим (тяжелым, отрицательным) или даже ужасным. Одна заместительница, в ярости крикнувшая своей тете «Ну и дура ты! Дура и идиотка!» была с ней впервые в контакте.

В других моих статьях можно прочесть про 5 уровней контакта (reconciliation).

Наверное, если говорить о неудаче в расстановке, то это ситуация, когда мы проявили и «распаковали» опыт и не смогли вступить с ним в контакт. Впрочем, для меня это скорее гипотетическая ситуация, т.к. «распаковка» в моем понимании это просто следствие контакта. Мы «рисуем» в расстановке то, что уже восприняли.

И еще раз о личных ограничениях расстановщика и расстановочной супервизии. Если расстановщик что-то не принимает, то он имеет возможность заблокировать/снизить контакт с этим. Поэтому расстановочная супервизия в моем понимании сводится к тому, чтобы помочь найти, какие области поля для расстановщика неприемлемы. В моей супервизии нет слова «супер» :) (я использую слово «супервизия» просто потому, что не знаю другого слова, чтобы описать процесс коллегиальной помощи).

По-видимому, поле стремится к целостности. И вот когда расстановщик, клиент и группа образуют общее поле, то оно получает общую энергию к целостности и , значит, общим потоком заходит и в скрытый опыт расстановщика. Такая практика всегда срыв границ расстановщика. Поэтому любая расстановка – это «естественная супервизия».

Но поле также, видимо, нуждается в нас для обретения целостности. «Сорвать» нас ему «невыгодно». Т.е. расстановка это всегда срыв, но «на грани». Поле также готово «договариваться» о языке, на котором говорит расстановщик, с учетом всех его ограничений. Если расстановщица «любит выдавать замуж» и «знает, в чем причины одиночества», то к ней будут приходить клиентки с таким запросом и таким же мнением относительно причин :-) В расстановочном сообществе начали появляться модели расстановок. Что интересно – все они правильные. Для тех, кто в них верит :) Предполагаю, что моя модель, которая была здесь описана, такого же рода – она верна для меня и для тех, кто в нее поверит. Жизнь не стоит на месте, я переделываю свои модели примерно раз в 3-5 месяцев, и это захватывающий меня процесс познания расстановочного дела.

(с) Елена Веселаго, 2011


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>