Елена Веселаго. Что такое духовные системные расстановки


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>


Подписка на рассылку со статьями, переводами, новостями>>


На этой странице:


Елена Веселаго. Что такое духовные системные расстановки.

В последнее время я часто сталкиваюсь с вопросом «что такое духовные расстановки» и решила написать эту короткую статью, чтобы определить систему координат в этом вопросе. Начну с того понимания, которое сейчас существует в широких расстановочных кругах. Оно достаточно расплывчато. Можно, например, встретить форму регистрации расстановщика на сайте с вопросом «какие расстановки вы делаете» и варианты ответов: семейные, организационные, структурные, духовные, индивидуальные. Или коллеги иногда говорят «я делаю духовные расстановки, когда они мне кажутся более подходящими к ситуации клиента, а в других случаях я делаю обычную семейную расстановку». Расспросы показали, что в этих случаях под «духовными расстановками» понимают работу, в которой ставят одну или несколько фигур, не называя, кто это, и позволяют им свободно двигаться. Как вариант, под «духовными расстановками» иногда понимают расстановку без запроса. Однако, расстановки со свободным движением фигур или расстановки без запроса – это технологические особенности работы. А отличия духовных расстановок от «других» лежат в области не технологии, а философии.

Расстановки ведут свое происхождение из психотерапии. В большинстве направлений психотерапии принята философия «решения проблем клиента»: есть клиент, он идентифицирует свою проблему, обращается с ней к терапевту, и они вместе с терапевтом начинают работать на то, чтобы проблема была устранена или облегчена. Они могут переформулировать проблему, над которой идет работа, но и в этом случае работа постоянно сверяется с той целью, которую она подразумевает – решить проблему, улучшить состояние клиента. Расстановки также работали над решением проблем клиента, и показали в этом замечательные результаты. В процессе развития расстановок Бертом Хеллингером и другими был накоплен огромный материал о том, как те или иные проблемы связаны с теми или иными нарушениями законов систем (так называемыми Порядками Любви). Обращаясь к системному полю посредством заместительского восприятия, терапевт наблюдает в расстановке нарушения Порядков, и, предлагая известные интервенции, помогает Порядок восстановить, за счет чего заявленная проблема разрешается. Это часто видно прямо на месте в расстановке: разделенное приходит к соединению, на место отчуждения приходит любовь. Финальная картинка расстановки часто называется хорошим решением, и вся расстановка направлена на его поиск. И это решение ищется именно для заявленной клиентом проблемы (возможно, переформулированной в процессе диалога с расстановщиком).

Расстановку, направленную на решение заявленной клиентом проблемы, мы называем терапевтической.

Но в расстановках есть нечто очень таинственное. Это заместительское восприятие. Заместители, назначенные на роли членов системы клиента, могут показывать (транслировать) то, что происходит/происходило с членами системы. И чем больше свободы в этой трансляции давалось заместителям, тем скорее они показывали нечто совсем неожиданное. Иногда это было неожиданное хорошее решение, а иногда – отсутствие того, что принято считать хорошим решением, а иногда и вовсе – взаимодействие заместителей выходило далеко за рамки того, что могло представляться движением хоть к какому-то решению. Берт Хеллингер, наблюдая свободное движение заместителей и те «решения» которые они находят «сами», в какой-то момент назвал эту работу Движением Духа. Единый источник, Дух стоит за тем, что движет системами и приводит их к трансформациям. Было это совсем недавно, примерно в 2003 году.

Наверное, далеко идущие последствия такого подхода расстановщики осознали не сразу. Эти последствия выглядят достаточно пугающими. Если Дух движет всем, как Он хочет, то…. то, может быть, эта девушка-клиентка так и не выйдет замуж? А этот клиент с онкологией скоро умрет? А эта женщина, измученная тяжелым браком, обречена на мучения и дальше? У этого бизнесмена всегда будут распадаться фирмы?

Это было и остается настоящим вызовом расстановщикам. За что же тогда мы берем деньги с клиента и что мы ему обещаем, если мы не можем ничего решить для него? Кроме того, в практике каждого расстановщика, позволяющего себе свободную работу, стали появляться случаи, которые пробивали его барьеры терпимости к тому, что вообще может проявляться в этом мире! Для кого-то это были темы инцеста, для кого-то аборты, для многих – немецко-еврейский вопрос. Для каждого очень скоро нашлась тема, которая заставляла поставить под вопрос готовность иметь дело с такими «движениями Духа».

В какой-то момент (примерно в 2007 году) напряжение между теми, кто «решал проблемы» и теми, кто «наблюдал Движение Духа» достигло определенного пика, в расстановках произошло размежевание и уже четко определились два направления: терапевтическое и духовное. Берт Хеллингер описал философию и практикует духовные расстановки.

Духовные расстановки – это расстановки, основанные на признании свободного движения Духа, которое стоит за всем, что существует, и проявления которого мы можем (ограниченно) наблюдать в расстановке. Согласие с проявлениями приводит к трансформациям систем, что и является «целью» духовных расстановок. Девиз духовных расстановок можно было бы определить так: трансформации через согласие с Духом.

Соответственно, в духовных расстановках «терапевт» не является тем, кто помогает клиенту достичь желаемых изменений. Расстановщик здесь скорее является организатором пространства и процесса, в которых Дух может проявляться в условиях особого внимания к этому. Система клиента может трансформироваться, только соглашаясь с этими проявлениями. Дух проявляется, конечно, и без "особых условий". Но в особых условиях расстановки мы имеем больше шансов эти проявления увидеть и осознать.

Если мы определим духовные расстановки таким образом, становится понятно, почему невозможно ответить на вопрос «какие расстановки ты делаешь», перечислив «организационные, симптомные, духовные». Духовные расстановки – это философия, которая может быть применена и к запросам, связанным с организациями, и к запросам, связанным с болезнью, и к любым другим запросам.

Также невозможно сегодня делать духовные расстановки, а завтра «обычные». Это две взаимоисключающие философии: решать проблемы или отдаваться движениям Высшего.

Я думаю, что здесь не должно быть никаких иллюзий – ни один человек не может отдаться движению Высшего безраздельно и полностью. Для каждого из нас наступает момент, когда мы не согласны и протестуем. Иногда для протеста достаточно, чтобы муж съел последнюю котлету из холодильника, или ребенок сломал пульт от телевизора :-) Границы нетерпимости очень близки.

Духовные расстановки становятся постоянной духовной практикой для расстановщика, потому что он сразу теряет способность их вести, как только достигает своих границ согласия с происходящим. Дух движет и расстановщиком тоже, каждая расстановка – всегда и про него самого тоже, и каждая расстановка становится прикосновением (а иногда мощным ударом) к его границам. В этом процессе нет начала и завершения, в нем нельзя зафиксировать достижение квалификации, и этой квалификации нельзя научить.

Об обучении духовным расстановкам я напишу позднее отдельный текст. А сейчас скажу о технологии, которая, как ни странно, у такого тонкого и великого процесса есть.

Собственно, все технологические «приемы», которые могут быть в духовных расстановках, рождаются одним способом – из опыта. Мы наблюдаем, как любят проявляться системы, и стараемся обеспечить им такие технические условия. В этом нет ничего высокомерного – системы хотят проявиться в материальном мире, а материальный мир в определенных пределах поддается организации.

Технологий в духовных расстановках очень много и нет никакого смысла их перечислять – они рождаются прямо в процессе работы, живут некоторое время, иногда долго, а иногда скоро перестают действовать. Я обозначу только, что духовные расстановки возможны по любому запросу или при его отсутствии. Система клиента может искать движения, даже если клиент толком не может сформулировать, в чем «проблема». И наоборот – клиент может очень твердо формулировать, какой у него запрос, а движения нет. В духовных расстановках «запрос» отдается на уровень выше и «формулируется» всегда так: есть ли сейчас тема, в которой есть энергия трансформации – такая, что с ней в согласии как клиент, так и расстановщик. В согласии – значит мы оба можем ее чувствовать и готовы идти в ее исследование. Готовы к открытию того, что будет проявляться.

Следующим этапом «технологического процесса» будет представление в пространстве, т.е. расстановка тех фигур, которые дадут максимальное раскрытие начинающемуся движению. И каково сегодня это «максимальное раскрытие», мы можем тоже только почувствовать. Во многих случаях это раскрытие достижимо через расстановку многих неназываемых фигур и их свободное движение. Но во многих случаях раскрытие для этой системы сегодня требует одной или двух фигур, и движение нужно сдержать, потому что именно фактор сдерживания обеспечивает то, что мы на это движение сможем смотреть и тогда оно сможет явиться. Снова подчеркну, что духовные расстановки – это не свободное движение заместителей, это философия, под которую иногда (часто) подходит технология свободного движения, а иногда нет.

Расстановщик, опираясь на свою способность быть в согласии с движением Духа, может подбирать известную технологию или создавать подходящую технологию прямо на месте. Никакой формат (фигурки, предметы, скайп, «расстановки в воображении» и др.) не является препятствием для сотворения (именно такой глагол здесь более всего подходит, на мой взгляд) духовной расстановки.

Философия духовных расстановок вызывает весь спектр полярных реакций, от почти отчаянного «а зачем все это, если мы ничего не можем изменить», до угрожающего «кто возьмет на себя ответственность, если с клиентом что-то случится» или обвиняющего «как можно заявлять, что ты что-то тут технологически проявляешь, это высокомерие», «лучше знать свое место, решать понемногу проблемы клиентов и не заноситься до особой «духовности».

Но если посмотреть внимательнее на разные философские платформы в расстановках, то эта разница становится не такой уж полярной. Разве, обещая быстрое решение всех проблем, расстановщик-терапевт реально несет какую-то ответственность? Или, разве, обещая это решение, он не «заносится» ?

Думаю, что каждый расстановщик, стоя на любой платформе, рано или поздно достигает понимания, что он не может быть ни в полном согласии с Духом, ни в полной власти решить все, что ему принесли на решение (т.е. поддержать несогласие клиента). Несогласие – тоже часть движения. И мы выбираем для себя точку на этой линии согласия – несогласия. И эта точка в каждое мгновение – другая. Есть «просто» бесконечный процесс поиска и практики, «разговора» с Духом, предоставления Ему себя для проявления или борьбы с Ним. Для меня это процесс красивый, увлекательный и вдохновляюще свободный.

(с) Елена Веселаго, октябрь 2010.


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>



Материалы по духовным расстановкам:

На русском языке, книги:

На русском языке, статьи:

На русском языке, видео:

На английском языке, видео:

  • Семинар Берта Хеллингера в Лондоне, 2008
  • 2-й Международный лагерь Берта Хеллингера в Австрии, 2008 год
  • 3-й Международный лагерь Берта Хеллингера в Австрии, 2009 год
  • 4-й Международный лагерь Берта Хеллингера в Австрии, 2009 год
  • все видео на английском языке

На других языках также есть большое количество книг и видеоматериалов.


Семинары Елены Веселаго по духовным расстановкам:


 

Обновлено (10.10.2014 10:59)