Елена Веселаго. Всё ли расстановки, где расставляют?
Статья опубликована в журнале "Психодрама и современная психотерапия", № 1-2, 2012. Весь номер журнала посвящен расстановкам.
Журнал можно бесплатно почитать в библиотеке Центра (копирование не разрешается по условиям журнала).
По вопросам приобретения журнала обращайтесь: psyroom.ru@gmail.com, +7 985 340 42 00 (администратор)
Стоимость журнала 400 рублей. Возможна доставка по Москве и в другие города.
Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>
Подписка на рассылку со статьями, переводами, новостями>>
Елена Веселаго. Всё ли расстановки, где расставляют?
Об отличиях метода системных семейных расстановок от других методов, где используется расстановка фигур.
Аннотация: в статье рассматриваются сходства и различия метода системных расстановок и других терапевтических направлений: психодрама, юнгианская терапия, семейная скульптура Вирджинии Сатир. Автор определяет расстановки не как метод, а скорее как инструмент, которым можно пользоваться в разных техниках и стилях работы, опираясь на различные философские концепции. Лежащий в основе этого инструмента феномен заместительского восприятия (чтения Поля) представляет собой сложный процесс, который осознанно или не осознанно ограничивается человеком, в том числе с использованием концепций из других методов психотерапии. Это создает определенную путаницу в понимании расстановок, отделении их от других направлений помогающих практики.
Ключевые слова: системные расстановки, семейные расстановки, расстановки по Хеллингеру
Is it a constellation when somethig is set up ?
Overview: The differences and the similarities between the method of the systemic constellations and other therapeutical approaches, such as psychodrama, jungian therapy, family sculpture of Virginia Satir are studied in this article. The author defines constellations not as a method but rather as an instrument that can be used in different techniques and stules of work, basing on different phylosophical concepts. The phenomenon of the representative perception (the reading of the Field) that is in the basement of this instrument is a complex porcess that is limited by a person in a conscious or unconscious way and also includes the use of other consepts from other psychotherapeutical methods. This creates some confusion in understanding constellations and separating them from other helping practices.
Keywords: systemic constellations, family constellations, Bert Hellinger
Принято говорить, что метод системных расстановок очень прост. Известна цитата из Берта Хеллингера: «Семейные расстановки, в общем-то, очень простой метод. Выбирают заместителей для наиболее важных участников отношений, расставляют их по отношению друг к другу и так оставляют. В процессе расстановки внезапно выявляется и показывается нечто скрытое, причем тот, для кого делается расстановка, сразу замечает то, что выявляется. Это просто» [1].
Если неспециалист окажется на обычной группе, которая названа «Группа по системным расстановкам», то он, действительно, увидит, что после короткой беседы с клиентом расстановщик выберет участников группы на роли членов семьи клиента, расставит их в пространстве, и затем они будут перемещаться, говорить друг другу фразы и к концу работы обычно придут к «хеппи-энду», где вся семья в сборе и мир восстановлен.
Внешнее наблюдение за такой картиной совершенно естественно вызывает вопросы. Первая реакция обычно связана с непониманием, что здесь происходит, а также с опасениями за клиента и всех присутствующих, т.к. участники расстановки часто проявляют сильные чувства «ни с того, ни с сего». Психологи обычно находят сходство этой работы с такими методами, как семейная скульптура Вирджинии Сатир, психодрама Якоба Морено, юнгианская работа в песочнице, тест Геринга и другие. Страсти подогреваются в связи с распространением и популярностью расстановок, проблемами с обучением расстановщиков и уровнем их квалификации, а также такими разными авторскими стилями расстановочной работы, что неспециалист в них уже не может сориентироваться.
На сегодня отсутствует четкое определение метода расстановок, принятое всеми школами. Все это делает затруднительным понимание различий между методом расстановок и «методами, где расставляют».
Данная статья - одна из попыток разобраться в этом вопросе.
Прежде чем я начну давать определения и описывать различия, я хотела бы сделать оговорку, что не являюсь квалифицированным специалистом в области психодрамы, семейной скульптуры или юнгианской терапии. Я проходила лишь ознакомительные курсы по этим методам и никогда их не практиковала. Мое образование и практика (и то и другое очень обширное) ограничиваются только методом системных расстановок разных школ и направлений. Поэтому описывать сходства и различия методов я буду именно как расстановщик. Надеюсь получить отзывы практикующих коллег других направлений.
Начнем с определения расстановок как метода помогающей практики. Уже с этого момента возникает сложность. Является ли расстановочная работа помогающей практикой вообще и психотерапией в частности? «Это прикладная философия», - говорит сам Берт Хеллингер. Поэтому даже начальное определение метода мне придется начать с исторического пояснения. Дело в том, что примерно с 2003 года Берт Хеллингер изменил свое понимание расстановочной работы и в его исполнении она перешла скорее в область духовной практики, чем психотерапии. (Впрочем, там же находятся и направления трансперсональной психотерапии). Подробнее об истории развития метода можно прочитать в моей статье «Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технологии» [2]. Есть определенная ирония в том, что эта статья была опубликована именно в журнале «Психотерапия».
Тем не менее, даже после перехода работы Хеллингера в область духовной практики, остается большое количество расстановщиков, практикующих и развивающих эту работу именно как терапевтическую. Терапевтический взгляд на расстановки преобладает пока и в России. «Терапевтические расстановщики» базируются на принципах работы, сформулированных Хеллингером до 2000 года.
В этом подходе расстановки относятся к системной терапии, а в самом раннем варианте - к системной семейной терапии. Направлений системной терапии очень много, как и направлений системной семейной терапии. Нет ничего нового в том, что в расстановках человек рассматривается как член своей семьи, своей «большой системы» (социальной, религиозной и другой). Подробнее о «соседях» и предшественниках расстановок в психотерапии можно прочитать в тексте, который был написан Юлией Кондратюк для Википедии [3], а также в тексте с сайта Международной Ассоциации системных расстановок ISCA [4].
Отличие расстановок состоит в том, как рассматривается человек в контексте принадлежности к системам. Речь идет буквально о технологии, способе рассмотрения клиентской истории. Клиентская история разделяется на элементы, составляющие систему и эти элементы расставляются в пространстве.
До этого момента тоже нет ничего нового. Расставлять в пространстве членов семьи клиента стали задолго до появления расстановок по Хеллингеру. С развитием метода расстановок под системой стали понимать не только семью, но также и социальную систему, систему «внутренних частей1» и другие. И это тоже не ново. Совершенно естественно для психотерапевтов различных направлений спросить клиента, как он представляет себе своего внутреннего ребенка и предложить выбрать для этого представления либо фигурку, либо образ, «вылепленный» из другого участника группы. Как мама стоит рядом с папой? Смотрят ли они друг на друга или в разные стороны? А как ты хотел бы, чтобы они стояли? И где тогда стоишь ты? Эти вопросы совершенно естественны для работы терапевта с внутренними образами семьи, которые есть у клиента.
Отличие расстановок состоит в том, что здесь не работают с внутренними образами. Расстановки опираются на так называемый «феномен заместительского восприятия». Участник группы, поставленный на роль мамы или папы, может почувствовать в общих чертах то, что чувствует мама или папа реального клиента, даже если о нем ничего не говорилось. Даже если они мертвы. Даже если это мамина сестра, которая умерла во младенчестве, и клиент о ней сам ничего не знает - но ее можно почувствовать в расстановке через заместителей. И, что совсем уже невероятно, заместитель может показать, что «чувствует», например, квартира, оставленная в наследство. Или даже еще не построенная квартира, которую хотят купить.
Источник, из которого приходит «информация»2 , в расстановках принято называть Поле (морфическое или морфогенетическое поле, «знающее поле» и др.).
Расстановки отличаются от других методов, где расставляют, сознательным использованием информации, приходящей из Поля.
Все это выглядит достаточно непонятно или даже ошеломляюще, и первое, что происходит при столкновении с этим явлением - включение защиты. Я сейчас говорю не только о наблюдателях, а в первую очередь о расстановщиках. Первое, в чем мы нуждаемся в своем общении с Полем - это объяснение. Что это такое, как это работает? Объяснения, однако, пока нет.
И тогда многие расстановщики берут объяснения из других методов. Я называю это «переключаться в другой канал». Чаще всего это канал проективный. «Заместитель смотрит вниз, значит он тоскует об умершем». Если клиент взял на роль мамы куколку красного цвета, то речь идет о невыраженной агрессии. На роль себя клиентка берет игрушку-Бемби, а на роль своего мужа игрушку-Кинг-Конга... теперь поставим перед олененком деревце и спрячемся! Чем такая работа отличается от юнгианской работы с игрушками? Только тем, что расстановщик не умеет ее делать. Он считает, что делает «расстановку с фигурками», но с Полем не взаимодействует, находясь в проективном канале. И если при такой работе присутствует юнгианский терапевт , то он, вполне возможно, будет иметь мнение, что «расстановки - это неквалифицированная работа не обученного серьезному методу горе-специалиста». Мне такое мнение приходилось слышать неоднократно.
Проективный канал и полевой канал - это совершенно разные каналы поступления информации, хотя, возможно, они берут начало из одного источника. На своих обучающих группах я иногда говорю, что это как музыка и немое кино. Слушая музыку, мы не можем угадать картинку, а глядя на картинку, мы не можем воссоздать музыку; но если нашему восприятию доступно и то, и другое, то мы видим цельный фильм.
На своих семинарах для расстановщиков я предлагаю сложную практику, которая состоит в чтении двух каналов одновременно и обработке совпадений и различий. То, что «музыка» не попадает в такт «картинке» - это тоже информация. С ее помощью мы можем существенно улучшить свое восприятие Поля, обнаружить скрытые области в клиентской истории и, значит, помочь клиенту в обретении целостности.
Завершая разговор о расстановках с фигурками и проективном канале, я должна сказать, что расстановки с предметами вообще не являются, строго говоря, расстановками по Хеллингеру. Хеллингер их никогда не делал, они развивались параллельно и очень по-разному в практике многих расстановщиков, длительного обучения этому виду расстановок на русском языке до недавнего времени не было (моя программа стала первой). Поэтому то, что называют «расстановки с фигурками», может относиться к самым разным видам помогающих практик, выполненных специалистами различной квалификации. Строго говоря, ответ на вопрос «чем отличаются расстановки с фигурками от прочих методов, где расставляют» невозможно получить через наблюдение (потому что мы не знаем, какой именно метод мы сейчас наблюдаем у конкретного коллеги), но мы можем поговорить об этих отличиях теоретически.
Вторая причина, по которой коллегам бывает сложно определиться с различиями методов, состоит в том, что читать поле - это определенный навык. Если этот навык не включен, то человек, присутствующий на группе, просто не чувствует происходящего. Он также переключается в другие каналы, в основном это анализ и проекции, и тогда расстановочная работа видится только как очень плохо сработанная психодрама или семейная скульптура.
(В скобках замечу, что контакт клиента с Полем в это время открыт «усилиями» расстановщика, но установления этого контакта остаются вне рамок данной статьи. Зрителям войти в Поле обычно специально не помогают.)
Следующее, о чем можно говорить в контексте различий методов, это соотношение внутренних образов клиента и образов, приходящих из Поля. В психодраме клиенту будет предложено «расставить» свой внутренний образ. Например, если речь идет о конфликте клиентки с мужем, в психодраме может быть поставлено «дополнительное я» клиентки, человек на роль ее мужа, и этому человеку может быть предложено сказать непосредственно те слова, которые говорит муж в разгар ссоры. В психодраме муж говорит то, что слышит клиентка, а в расстановке муж чувствует то, что приходит из Поля. В психодраме мы работаем с реальностью клиента, в расстановке мы признаем, что существует некоторая «иная реальность», куда можно обратиться за информацией.
Конечно же, признание существования «иной реальности» также вызывает много вопросов о научности подхода, правомерности наших действий с опорой на такую «информацию», а также группы вопросов об искажении восприятия этой информации на всех этапах всеми участниками. Я оставлю за рамками статьи эти вопросы, отмечу только, что бессознательное Фрейда и Юнга регистрируется научными приборами ничуть не больше, чем Поле Хеллингера. Мне кажется, что вопросы признания тех или иных понятий сейчас лежат в области скорее социального взаимодействия с академическими кругами, чем в области доказательств. Вопросы же установления контакта с полем и искажения поступающей информации - это отдельная область для практических исследований в расстановках; изучением этой темы я также активно занимаюсь.
Мы ищем способы - как помочь себе уменьшить искажения, и как выдержать неискаженное? А это во многом относится уже к области духовной практики.
Из этого различия (внутренняя реальность клиента vs иная реальность Поля) следуют и все остальные различия расстановок и «методов, где расставляют». В терапевтической работе мы можем спросить клиента о желаемом образе, а в расстановках мы будем ждать, когда придет образ из Поля. Он может отличаться от желаемого как угодно, от полного совпадения до полной противоположности. В свою очередь факты, которые произойдут в жизни клиента, могут соотноситься с этими образами тоже как угодно, от полного совпадения до полной противоположности. Такое положение вещей, конечно, тоже затрудняет диалог и взаимопонимание между представителями разных методов. Довольно часто в адрес расстановщика звучит вопрос от коллег: «что вы тут делаете, и что потом будет в жизни клиента?»
Самый короткий ответ на этот вопрос: мы наблюдаем. Расстановки называют системно-феноменологическим подходом, и феноменология означает «наблюдение». Феноменология и непредвзятое наблюдение, конечно же, тоже не являются чем-то новым в терапии, философии и духовной практике. Я не раз слышала от терапевтов самых разных направлений, как они ждут, что что-то придет, и правильные слова или правильное решение «вдруг» возникают и могут быть переданы клиенту.
Расстановщики отличаются здесь разве что тем, что осознанно тренируют свое восприятие, потому что это их основной инструмент. А метод отличается тем, что воспринимаем мы именно расставленные в пространстве фигуры.
Здесь я еще раз хочу повторить, что техники расстановки сейчас используются очень разные: в группе с людьми, в группе с предметами, индивидуально или в группе с мелкими фигурками или напольными якорями, а также вовсе без материального носителя, т.е. в воображении 3. Каждая из этих техник может быть внешне очень похожа на другие направления психотерапии и помогающих практик, и при этом есть одно основное отличие - расстановки осознанно опираются на информацию из Поля. Сложность в различении состоит еще и в том, что полностью опираться на Поле мы не в состоянии, слишком огромна и невыносима (с любым знаком) эта информация. Мы строим себе «подпорки» и создаем технологии, чтобы ограничивать и выдерживать этот груз, и технологии эти нередко заимствованы из других методов. Таким образом, все смешивается, и все сложнее становится проводить четкую границу между методами.
Мне, как и некоторым другим расстановщикам, близка точка зрения, что расстановки - это не метод, это инструмент. Инструмент заместительского восприятия Поля. Какую мелодию мы на нем сыграем, какую работу сделаем, зависит от нашей восприимчивости, мужества, способностей, удачи, наконец. Техники и жанры могут быть разные, и ни одна из них не имеет преимуществ, но может быть выбрана в соответствии с нашими предпочтениями и клиентской историей.
С какой же целью мы используем этот инструмент? В расстановках есть понятие о Порядках - универсальных законах, которые действуют в системах. Подробнее о них можно прочитать в статье Хеллингера «Три вида совести» [5], а коротко можно сказать так: все принадлежат и всё движется. В расстановках, погружаясь в восприятие Поля, мы получаем информацию о тех и о том, что было забыто. Через свое восприятие восстанавливаем присутствие этого в жизни клиента (и «заодно» в своей жизни, и это касается всей группы). Когда в Поле клиента становится меньше отвергнутых, невоспринимаемых [им] людей, событий, чувств, его жизненная ситуация облегчается. В этой работе тоже нет ничего нового. Это медитация и духовная работа по обретению целостности.
В расстановках, в каждом их отличительном признаке, нет ничего нового. Но в целом они составили новый для широких терапевтических кругов подход, войдя одновременно и в пространство психотерапии, и в пространство духовной практики.
В заключение я расскажу историю, которая произошла несколько лет назад. Обсуждая с коллегой-психодраматистом (Леонидом Огородновым) различия расстановок и психодрамы, мы решили устроить экспериментальный семинар «Психодрама для расстановщиков». Я позвала расстановщиков и Леонид сделал психодраму. Коллеги-расстановщики, которым пришлось побывать в психодраматических ролях, потом описывали это как нечто совершенно ужасное. У них автоматически включалось заместительское восприятие, они чувствовали маму или сестру клиентки, и когда их «заставляли» говорить нечто из внутренней реальности клиентки, это переживалось мучительно, сравнимо с принуждением к лжесвидетельствованию. Играть роль и быть в Поле - это совершенно разная работа, и позднее я научилась отключать полевое восприятие, участвуя в психодраме. На том семинаре мой опыт был, однако, очень оригинальный - из разряда «черного юмора». Меня поставили в роль дерева в лесу, куда потом отнесли закапывать символически убитую маму клиентки. Как дерево, находясь глубоко в Поле деревьев, я чувствовала себя прекрасно, ожидая хорошее удобрение в корни в самое ближайшее время. Сказать это директору психодрамы я тогда не решилась. Сюжету психодрамы этот опыт никак не соответствовал, и на внешнем плане (для меня) я делала то, что говорил директор для деревьев.
Резюмируя все вышесказанное:
- Расстановки отличаются от других методов терапевтических практик тем, что в них признается существование внешнего источника информации о людях и ситуациях. Этот источник именуется Полем, он доступен для прочтения, в расстановке сознательно используется полученная из него информация.
Затрудняет узнавание расстановок и четкое проведение отличий от других терапевтических практик несколько основных факторов:
- Чтение информации из поля - специальный навык. Сторонний наблюдатель не всегда им владеет, поэтому неспециалисты, наблюдающие за расстановкой, нередко останавливаются на трактовке происходящего в терминах и традициях других методов, или составляют свое объяснение происходящему.
- Поскольку информация из поля может быть слишком сильной или тяжелой или нежелательной для конкретного расстановщика, он может ограничивать, интерпретировать или объяснять ее, в том числе и в терминах других методов.
- Расстановки используют разные техники и стили, а также основаны на разных философских платформах. С этой точки зрения расстановки можно считать скорее инструментом, чем методом. И внешне и идеологически разные стили расстановок могут отличаться очень значительно.
Я надеюсь, эта короткая статья поможет коллегам-расстановщикам и коллегам-терапевтам других направлений лучше узнавать и понимать работу друг друга. Я открыта к откликам и дискуссии по этой теме.
У цитаты из Берта Хеллингера, с которой я начала эту статью, есть продолжение:
«Это просто. Но пойму ли я на что указывает сложившийся образ? Это другой вопрос».
(с) Елена Веселаго, 2012
[1] Берт Хеллингер. Источнику не нужно спрашивать пути. Институт консультирования и системных решений. Высшая школа психологии. 2010. Стр. 186.
[2] Елена Веселаго. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. «Психотерапия», №7 2010 г., №1 2011.
[3] Елена Веселаго и Юлия Кондратюк. О методе системных (семейных) расстановок, для Википедии.
[4] http://www.isca-network.org/FoundationsR
[5] Берт Хеллингер, «Три вида совести».
1. При составлении систем внутренних частей в расстановках используют как известные системы из других методов (такие как «внутренний ребенок», «внутренний взрослый» и «внутренний родитель» из транзактного анализа), так и создают системы под конкретные клиентские истории. Например, «та моя часть, которая боится летать на самолете» и «та часть, которая преодолевает страх и я могу летать». Пользуются также системами эзотерического происхождения (астрологические дома и аспекты, арканы Таро) что снова вносит путаницу в вопрос отнесения расстановок к «настоящей психотерапии».
2. Я взяла это слово в кавычки, потому что речь идет не о фактах, а о чувствах и состояниях.
3. Такие расстановки очень близко подходят к эриксоновскому гипнозу и другим трансовым техникам.
Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>
Обновлено (02.04.2013 17:39)