Подписаться

Имя:

Почта:



Берт Хеллингер (биография)

Биография Берта Хеллингера была написана Еленой Веселаго для Википедии и отредактирована для этого сайта. Материалы Википедии могут редактироваться всеми желающими, поэтому актуальный текст статьи Википедии отличается от текста первоначальной статьи.

Биография написана с использованием следующих источников:

  1. Биография Берта Хеллингера, составленная Альбиной Локтионовой
  2. Берт Хеллингер, Габриэль тен Хофель «Долгий путь». Москва, Институт консультирования и системных решений, 2009
  3. Высказывания Берта Хеллингера на международных семинарах в Австрии и других странах, интервью, прессконференции
  4. Беседы с коллегами, лично знающими Берта Хеллингера и занимающимися исследованием его работы
  5. Личные беседы с Бертом Хеллингером.

Биография корректируется и обновляется при поступлении новых сведений. Последнее обновление: 30.08.2010.

 

Если у Вас есть поправки или дополнительные сведения - пожалуйста, напишите об этом редактору сайта.

 

 


Смотрите также:


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ruПодробнее о правилах использования материалов сайта>>


 

Берт ХеллингерХеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) – немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя – Антон (Anton) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен ( Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 - 1967). Антон был средним из трех братьев в семье.

В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.

С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 1942 году Антон Хеллингер был призван в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Брат Антона Хеллингера, Роберт Хеллингер (1925 - 1945), был убит на фронте на территории России.

Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.

Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным – в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.

Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

Берт Хеллингер вместе с супругой продолжают практику ( в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English)), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen)и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop). Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (GundlKutschera) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки .

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники – заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств – только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация – полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake)). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и два варианта перевода книги Гунхарда Вебера "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers" ("Два рода счастья", 2001 г. и "Кризисы любви", 2005 г.) с конспектами семинаров Берта.

Однако, широкая известность работ Берта Хеллингера вызывает также и большое количество критики и непонимания со стороны психотерапевтического сообщества и общественности, как относительно метода работы, так и в адрес лично Хеллингера.

В качестве основных претензий можно назвать следующие:

  1. Неподтвержденность современными признанными научными методами феномена заместительского восприятия и природы «поля»;
  2. Отсутствие широкой базы подтвержденных научных исследований относительно эффективности расстановок;
  3. Зависимость качества расстановки от личной зрелости ее ведущего. Невозможность обучения расстановочной практике общепринятыми методами (в расстановках теоретическая база очень небольшая и может быть изложена за 1-2 часа, а количество практических занятий по ведению расстановок повышает качество работы не во всех случаях и только до определенного предела, ограниченного некоторым трудноопределяемым фактором «личной зрелости»);
  4. «Авторитарные» высказывания Берта Хеллингера относительно того, как следует поступить клиенту. Например, «ты должен отказаться от усыновления этого ребенка», «менеджера нужно уволить» (семинар в Москве, 2009 год), «семьи уже нет; вы должны расстаться и муж должен вернуться в свою страну» (международный лагерь в Австрии, 2008 год).
  5. Отсутствие сочувствия к жертвам; несогласие с общепринятыми трактовками таких тем, как инцест, насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Наиболее известной является фраза, которая нередко звучит в расстановках Берта Хеллингера на тему инцеста: дочь говорит матери «Мама, я рада сделать это ради тебя». До 2008 года аборты однозначно трактовались Бертом Хеллингером как убийство, что вызывало протесты феминистских организаций; после 2008 года трактовка этой темы у Берта Хеллингера приобрела более глобальный характер - «за жизнью и смертью стоит высшая сила».
  6. Высказывания Хеллингера на темы нацизма и по еврейскому вопросу. Наибольшую критику вызвал философско-поэтический текст Хеллингера «О Гитлере», а также высказывания о еврейском народе из книги «Большой конфликт». «Последней каплей», упавшей на уже очень раскаленную почву конфликта между Хеллингером и «общественностью», в том числе терапевтической, стал тот факт, что на время ремонта своего дома Берт с семьей снял квартиру в доме, где когда-то располагалась канцелярия фашистов.

2005-2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кельн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

Берт и София ХеллингерС 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut. В 2008-2009 годах на этих семинарах уже практически не присутствуют представители «классической» психотерапии; в основном участники относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. София Хеллингер проводит отдельные программы по «энергетической работе» (energy work), а позднее стала вводить элементы этой работы в совместные семинары с Бертом. Эта «работа с энергией», а также участие Софии в семинарах Берта как таковое, стало еще одним объектом для критики, как со стороны более «материалистически» настроенных участников их программ, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов. В 2008-2009 годы критика и обеспокоенность также высказывается в связи с попытками Берта и Софии запретить использовать имя «Хеллингер» иначе, как по специальному соглашению с ними (предполагающему значительную оплату как со стороны институтов, так и практикующих специалистов); по этому вопросу вспыхнуло несколько конфликтов с т.н. Хеллингер-институтами, основанными в разных странах расстановщиками, обучившимися методу в самом начале его распространения.

В России Берт Хеллингер побывал 5 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток) и 2009 (Москва – вместе с Софией Хеллингер, Владивосток) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов. В 2010 году Берт Хеллингер побывал на Украине.