Подписаться

Имя:

Почта:



Елена Веселаго. О ресурсах в расстановках




Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>


Подписка на рассылку со статьями, переводами, новостями>>


Этот текст написан в качестве «теоретической части» к одной из группа повышения квалификации по расстановкам, которые Елена Веселаго регулярно проводит в своем Центре Современных системных расстановок.

Очевидно, что если клиент приходит и хочет что-то для себя решить и просит расстановку, то это означает, что у него одного ресурсов для решения недостаточно. Ему нужны ресурсы дополнительные. Какие они? И что нового может дать наша работа, чтобы он получил к этим ресурсам доступ?

Начнем с последнего – что нового вообще дает наша работа? Она дает новое внимание. Которое означает контакт, принятие, признание, видимость. Например, клиент уже знает, что «в трудных ситуациях я могу рассчитывать только на свои силы». Но если поставить «свои силы» как отдельную фигуру, и вся группа увидит это, а заместитель Своих Сил посмотрит на клиента и покажет Себя, то эта фигура буквально наливается энергией, эту энергию можно чувствовать и «брать». То, что у тебя есть такие Силы, уже не забудешь :-)

По резонансу такая фигура поднимает уже не силу, а Силищу – всех в системе клиента, кто опирался на свои силы, всех в группе, кто опирается на свои силы, и вообще идею (философского, духовного уровня), что у человека есть Силы, чтобы он мог опираться на них, и их дано достаточно.

Собственно, я описала первый вид ресурсов в расстановках – личные, внутренние. Еще несколько примеров популярных фигур такого свойства: моя красота, мое здоровое тело, мое упорство, мое трудолюбие, мой ум и т.п.

Следующий вид ресурсов: системные семейные . Кто в твоей системе мог бы поддержать тебя? Бабушка, которая в войну сохранила и вырастила всех своих четверых детей. Тут действительно есть, на что опереться! Мы можем поставить такую бабушку.

Можно также ставить агрегированный образ: это все женщины-матери твоей системы, например. Или образ как идею: это хорошая женщина твоей системы, которая может держать тебя. Есть интересное наблюдение в моей практике: чем дальше от сегодняшнего времени находится член системы, тем более он ресурсный. Если интересно, это легко проверить, выставляя «линию рода». Чем дальше, тем светлее лица предков. Поэтому, если нужно поставить «хорошую женщину», то прабабушка скорее будет проводником поддерживающей энергии, чем мама. Но это не общее правило, конечно, а просто подсказка, ориентир. Я всегда сначала ставлю фигуру внутренне, а потом уже через заместителя.

Иногда я внутренне сама ищу фигуру и, найдя, подтверждаю это с клиентом. Например, среди ближайших к клиенту фигур я вижу «кого-то рядом с бабушкой, кто очень по-доброму на тебя смотрит». Я спрашиваю, кто это и, если клиентка знает, она может ответить «да, наверное это бабушкин старший брат, он погиб на войне, она его очень любила, и он ее тоже». Такая работа требует навыка чтения ближайших фигур в поле клиента, и этому можно научиться. Если клиентка не знает, кто это, это не имеет большого значения – он все равно стоит и смотрит по-доброму :-)

Следующий вид ресурса: ресурсы бОльших систем, ресурсы не-семейной системы. «Сибирь-матушка» - природа и трудолюбие, которые прокормят. Соседи, которые прятали еврейские семьи во время погрома. Профессионализм акушерки, которая помогла родоразрешению и спасла малыша. Неизвестный парень, который увидел тонущую девочку и спас ее. И даже машина, которая не подвела, и мы уехали и спаслись.

Когда я ставлю такой ресурс, я иногда усиливаю его, опираясь на особый доступ к нему у кого-то из участников группы. Например, на роль акушерки я акушерку и ставлю. Она проводит свою профессиональную энергию гораздо яснее, чем, например, нерожавшая молодая девушка или женщина, самостоятельно легко родившая дома. И даже если я не успеваю подумать о специальном подборе заместителя, резонанс работает, и на роль «случайно» попадает человек, у которого есть особый доступ к такой энергии. Если не сама акушерка, то выросший младенец, которому тоже в свое время помогли хорошо родиться. Или женщина, у которой мама всюжизнь работала в роддоме.

Следующий вид ресурса: ресурс народа, ресурс сообщества, ресурс нашей группы (это разные источники ресурсов, но они близки по способу работы с ними, поэтому я их объединила). Те женщины, которые пережили насилие и восстановили свою силу и достоинство. Можно поставить несколько женщин с разным опытом. Клиентка посмотрит на них, а у них может быть к ней послание, вербальное или просто взгляд, в котором сила.

Работа с такими ресурсами – это ритуал. И иногда нам не нужно искать «тех женщин» в коллективном поле, они есть прямо в нашей группе. Иногда я прошу «женщин, которые знают, каково это» подойти и прикоснуться к клиентке, молча и спокойно. Те, кто знает, могут показать и отдать нечто особенное, глубокое и интимное, о чем я (расстановщик) могу не иметь ни малейшего представления.

Такая работа особенно показана, если расстановщик имеет ограниченный доступ к особому ресурсу сообщества, либо в силу отсутствия опыта, либо в силу лояльности. Например, если мужчина-расстановщик работает с темой потери младенца в родах, то его доступ к ресурсу женщин может быть затруднен. Он может просто отойти в сторону и позвать из группы тех женщин, которые могут что-то сказать (глазами) такой же женщине. Я также считаю, что этот вид работы – очень адекватное и честное обращение со своей предвзятостью и ограниченностью. Мы можем не делать вид, что достигли «пустой середины» в ситуациях насилия или смерти любимых детей, но мы можем нашу предвзятость превратить в ресурс. И нашу неопытность и системную лояльность мы можем превратить в ресурс. Например, я отхожу в сторону и прошу мужчин встать рядом с клиентом и сказать ему что-то (сказать глазами) о том, каково в окопах и каково в атаке. Как женщина, я боюсь этого, но как расстановщик я могу отойти в сторону и позвать мужчин.

Вот одно удивительное упражнение, которое раскрывает силу такого ресурса. Я рекомендую каждому, кто хочет понять, как работает в расстановках наша совместность (то, что мы вместе), пройти через это упражнение в качестве клиента.

Клиент берет лист бумаги и ставит его как якорь, т.е. кладет на пол. Это он сам. Он разрешает и просит участников группы почувствовать его. Все происходит в полном молчании, участники общаются глазами и немного жестами. Тот, кто хочет и готов почувствовать клиента, поднимает руку или подает знак расстановщику. Расстановщик кивает в знак согласия, и участник медленно и молча встает на якорь. Постояв там какое-то время, он медленно садится (кстати, хорошо не поворачиваться к якорю спиной, а возвращаться, чуть поклонившись тому месту, где вы только что стояли, в знак уважения к тому, что вы были допущены к этому опыту). Два, три или пять человек могут еще постоять на месте клиента. Это очень трогательное и глубокое упражнение, после которого энергия клиента и всей группы сильно меняется, светлеет. Если это можно выразить словами, то речь идет о том, что несколько человек глубоко узнали другого человека, почувствовали, может быть, то, что он сам еще не может чувствовать, разделили его боль и дали ему свою силу. Это и есть ресурс группы как сообщества.

Еще один вид ресурса: архетипический ресурс. Общество формирует дискурсы, понятия, архетипы, и к этим сильнейшим энергетическим объектам можно обращаться. Женственность или Женская Сила, Сексуальность, Плодородие, Изобилие, Мужское Достоинство (во всех смыслах этого слова), Хозяйственность, Игривость и т.п. Сложность обращения к таким энергиям в том, что они имеют дискурс, т.е. принятое в обществе описание. Этих описаний несколько, и иной раз они противоречат друг другу. Например, Женственность из журнала «Лиза» и Женственность на картинах Рубенса – это какие-то очень разные женственности! :-) От дискурса не свободен никто из нас, а осознавание этого затруднено. От расстановщика требуется пустота и медитативность, чтобы поставить не свою идею Женственности и даже не Женственность в представлении клиентки (тогда это будет личный ресурс, о которых мы говорим выше), а Женственность, которая есть в поле, которая наполнена огромной силой испокон веков. В этой, говоря серьезно, духовной практике, может помочь опора на древние символические системы, например карты Таро. Многие архетипические энергии доступны через такие системы «просто» потому, что через этот канал к ним многие обращаются. Мы «просто» присоединяемся к этим многим и получаем доступ легче.

Отдельно стоит сказать о близких к архетипическим ресурсам – это сказочные/литературные персонажи и фигуры мечты. Возможно, кто-то не верит в Мужскую Дружбу (или расстановщик не может поставить такую фигуру), но д’Артаньян точно знает, что это такое! :-) Если клиент в детстве зачитывался «Тремя Мушкетерами», то он может черпать из этого ресурса еще очень долго - вместе со всеми мальчишками и девчонками (также и выросшими) которые зачитывались этой книгой, как и он. Мы можем поставить дАртаньяна и его друзей.

Здесь я хочу отметить, что это не игра, а также это не превращение расстановки в другую психотерапевтическую работу. Речь не идет об инсценировке, речь идет о доступе в поле, где хранится, в данном случае, энергия мужской дружбы, и эта энергия напитана всеми, кто читал , смотрел фильм и верил. Это очень большая сила, заключенная именно в вере людей.

Фигуры мечты, такие как Хорошая Семья, Здоровье, Счастливая Жизнь, Изобилие и т.п., также служат ресурсом. Это не ресурс поддержки, это ресурс-соблазн. Как правило, он ставится перед клиентом, тогда как ресурсы поддержки стоят сзади или сбоку. В отношении таких ресурсов надо быть очень осторожным во всем, что касается дискурса. Наш личный взгляд на такую мечту или доминирующий в обществе дискурс может совсем не совпадать с мечтой клиента. Спросим у клиентки, ее «счастливая семья» - это муж, жена, трое детей и цветной телевизор или это две зрелые женщины, вместе путешествующие по Индии? :-)

С другой стороны, мечта клиента может быть сконструирована из популярного дискурса и, например, декларируемая мечта об идеальной стройной фигуре может не идти из глубины души, а быть просто прочитанной из журнала или книги «Как стать счастливой». Нередко «мечта» описывает процесс самоуничтожения и служит как будто заслоном перед движением души клиента. Мы обязательно должны проверить, описанная мечта – это то, что зовет или то, что сдерживает? Запрос «я хочу стать богатым бизнесменом» иногда последняя попытка не видеть, как невыносим весь этот бизнес…

Еще кое-что о подводных камнях такой работы. Большие архетипические фигуры и фигуры мечты часто используют начинающие расстановщики, потому что это позволяет им не смотреть в тяжелые и конкретные системные истории клиентов. Грубо говоря, вместо того, чтобы поставить и выдержать фигуру матери, изнасилованной свои парнем и его пьяными друзьями, можно поставить ее дочери фигуру «удачного брака» и «быстро прийти к хорошему решению». Но это решение-фантом, в лучшем случае передышка для клиентки. Когда страх мешает «вызвать» и выдержать великие архетипы, тогда фигура «удачного брака» энергетически будет обозначать внутренний призыв расстановщика «уберите отсюда весь этот ужас» ! :-) Чтобы поставить архетип, расстановщик в глубокой медитации (молитве) зовет эту энергию и, насколько позволяет его собственное тело (и затем тело заместителя), проносит ее в поле. Я считаю, что это работа для опытного, в расстановках или другой энергетической практике (например, юнгианском анализе или картах Таро), человека, в том числе его тело должно быть достаточно «прокачано» и иметь опыт восприятия глубоких сложных энергий.

И последний ресурс, где молитва и медитация имеют уже решающее значение – это духовный/божественный ресурс. Это фигура Бога как таковая, фигура Веры, Божьей помощи. Это может быть фигура Богоматери или конкретного святого. Это могут быть божественные фигуры любой религии или духовной системы, которая доступна клиенту, а также его духовный учитель.

В работе с такими великими фигурами возникают все сложности, которые описаны выше для архетипических фигур. И есть еще свои, новые сложности и опасности, которые мы сейчас рассмотрим.

Прежде всего, мы должны различать фигуры духовные и фигуры культурные. Например, Святой Георгий «как таковой» и Святой Георгий на картинке «Борьба с Зеленым Змием», которую я видела в одном наркодиспансере, где делала расстановки. Обращение к святой фигуре и обращение к сказочно-культурной фигуре требует совершенно разной духовной работы расстановщика (второе, конечно, легче – это работа с архетипом или даже «просто» сказочным персонажем).

Чтобы поставить духовную фигуру, в нее прежде всего надо верить. Если этого нет, то требуется глубокое уважение к вере других, а также можно опереться на тех участников группы, которые верят. У меня был сложный случай, настоящий челлендж для меня в одной из расстановок. Клиентка сказала, что ей всегда помогала «Матронушка», и попросила поставить святую Матрону. Мое же представление об этой святой очень ограничено, и быстро отнесло меня куда-то в область многочасовых очередей и торговле «песочком с могилки». Я не крещена, и собственный доступ к православным фигурам у меня есть только в области культуры и искусства. К счастью, я успела заметить, что я здесь помеха, а не помощь, а также я успела почувствовать, что в группе есть женщина, которая буквально засветилась при упоминании этой святой. Я отступила и попросила эту женщину выбрать и поставить заместительницу для святой Матроны, т.к. сама не смогу этого сделать. Она с готовностью это сделала, и это было глубоко и сильно. Позже я прочла жизнеописание этой святой и, хотя энергия, которая пришла в расстановку, отличалась от описанного в Житии довольно значительно, некоторые факты и слова совпадали. У меня есть ощущение, что мы попали куда-то очень близко к реальной женщине, которая была потом канонизирована. Либо, по крайней мере, мы попали в тот ресурсный образ, который создала клиентка и другие молящиеся этой святой. То, что мы делаем – это очень серьезно.

Еще бОльшее испытание – работать с фигурами других религий, к которым у нас может не быть даже доступа «через культуру». Например, я не имею никакого представления о том, как нужно правильно упокоить погибшего в бою мусульманина. К счастью, одна из моих сотрудниц выросла в мусульманской стране и «чувствует, как это». Либо в группе может оказаться участник-мусульманин или из мусульманской семьи. Ему даже не требуется знать правильный порядок, он «просто» имеет доступ и может сесть рядом как фигура доступа и уважения к тому, что здесь требуется. Энергия придет из поля сама, отвечая на это уважение и внутренний призыв-молитву.

Если собственные ограничения расстановщика или лояльность его системе отвергают другие религии, другие духовные системы, он не сможет работать с энергиями, которые там содержатся и, конечно, не сможет принести их как ресурс своим клиентам. Если, например, расстановщик считает буддистов «безбожниками», или антропософов «сектантами», он не поможет буддистам или антропософам (скорее всего, он их на своих группах и не увидит). Я считаю показателем развития и роста расстановщика появление у него на группах людей из разных религиозных и духовных систем. Мне кажется, это означает, что расстановщик движется действительно к чему-то большему, всеобщему.

И, в завершение, несколько универсальных ресурсов – «то, что поможет» или «просто ресурс». Я называю такие фигуры «резервуары» (мои студенты прозвали их «кастрюльками» :-)). Мы ставим «то, что здесь будет ресурсом» и позволяем этому наполниться из поля всякой энергией, которая может быть здесь полезной. Скорее всего мы так никогда и не узнаем, кто или что это такое, но ресурсная энергия придет.

При кажущейся простоте это тоже сложная фигура. Если расстановщик ставит ее в ограниченности и от «плохого» (сжатого, замешанного на страхе) отчаяния, ничего не придет. Важно отойти в сторону и позволить прийти любой, даже неизвестной и непонятной энергии. Это «хорошее отчаяние», смирение и пустота. Иногда я не говорю заместителю и группе, что именно я поставила, чтобы никто не сбивал поток своими идеями о том, что тут должно помочь, как и просто мыслями о помощи. Проверка: если вы внутренне готовы к тому, что такая ресурсная фигура сейчас свалится без сил на пол, и вы выдержите это – вы готовы ее поставить.

Я говорю на своих семинарах: чтобы хорошо работать с ресурсами, мы должны быть хорошо знакомы с состоянием, когда ничего не помогает. Еще серьезнее можно сказать, что мы должны быть знакомы со Смертью. И даже еще серьезнее – с состоянием отсутствия Бога. Темная ночь души… Это состояние не выдерживал даже Тот, Кто был на кресте, так что нам есть куда расти на своем пути в работе с ресурсами в системных расстановках…

***

В заключение я на всякий случай отмечу, что такая работа с ресурсами находится уже достаточно далеко от «расстановок по Хеллингеру». Хеллингер подобными разработками не занимается, и в его расстановках ресурсные фигуры встречаются крайне редко (за исключением, мажет быть, больших фигур стран, таких как Великая Россия). Здесь я обобщила свои наблюдения за работой иностранных коллег и собственный опыт, в том числе опыт работы с особенными ресурсами, которые есть в России, чувствуются изнутри, но могут быть не доступны иностранным расстановщикам. Об этом мне хочется сказать несколько слов отдельно. Системная лояльность действует всегда, и, например, немецкий расстановщик может поставить Россию-матушку, но его собственная, со стороны, трактовка этого образа может сильно сместить его энергию в сторону туристической или лубочной или литературной картинки. Это будет Россия-матушка Толстого или Достоевского (прочитанного и понятого иностранцем), и это может вовсе не встать как ресурс для русского клиента, ненавидящего классическую литературу еще со школы. А такие образы, например, как жители блокадного Ленинграда, которые от голода ели брючные ремни, лебеду, кошек и мертвых детей (да, это тоже ресурс..) вряд ли доступны многим немцам (как народу, имеющему непосредственное отношение к тому, что эта блокада была). Зато он доступен ленинградцам/петербуржцам намного лучше, чем москвичам, например. В свою очередь, у нас затруднен доступ, в частности, к фигурам финансового изобилия, стабильности, долгого супружеского счастья – то, что довольно легко видят и ставят наши иностранные коллеги.

Кстати, один раз постояв в такой роли, мы можем сохранить к ней доступ, и потом ставить своим клиентам гораздо яснее и сильнее, чем ранее. Мы можем учиться друг у друга и тем самым расширять свой доступ к мировым энергетическим ресурсам. Этот доступ открыт, надо «только» позволить себе попросить нужное, согласиться это взять и суметь это удержать…

Примечание: я в этом тексте не затрагиваю вторую сторону процесса: поиск и разблокировка энергетических «водоворотов», т.е. паттернов, где ресурсы/энергия клиента расходуются вхолостую. Об этом в другой раз.

(с) Елена Веселаго, 2012


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>



 
Новости

kv_obr_prog_02

kv_obr_veb

kv_obr_fig_01

bookoblВЫШЛА ИЗ ПЕЧАТИ книга Елены Веселаго "Современные системные расстановки: история, философия, технология".

oblogka-small

Вышел из печати первый номер русскоязычного журнала "Системные расстановки". В номер вошла статья Елены Веселаго "Кто может поставить Судьбу".

 

knowing field 01-2012 5050Опубликована статья Елены Веселаго в международном расстановочном журнале The Knowing Field. Это первая статья р...

Логотип ОППЛОпубликована полностью статья Елены Веселаго в журнале "Психотерапия". Это первая статья о расстановках в профессиональной прессе на русском языке.